Сергей Михайлов: "Газпром" реально "охладел" к "Искре-Турбогазу"
Сергей МИХАЙЛОВ, заместитель генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации, руководитель дивизиона "Энергетические и промышленные программы", дал эксклюзивное интервью "ПО" во время Международного авиакосмического салона МАКС-2013, который проходил на минувшей неделе в подмосковном Жуковском.
– Сергей Алексеевич, у "Искра-Турбогаз" объем заказов на ГПА резко уменьшился, а у "Сатурн-Газовые турбины" увеличился. Представители пермской машиностроительной кооперации связывают это с влиянием ОДК.
– По сути "Искра-Турбогаз" – пэкиджер (конечный поставщик), ведь ГПА – это конечная продукция. В ГПА входит двигатель, компрессор, система управления и ряд других элементов. "Искра-Турбогаз" формирует эти агрегаты, при этом берет двигатель в одном месте, компрессор в другом, систему управления в третьем. В системе ОДК тоже есть пэкиджер – "Сатурн-Газовые турбины". Выходит, что "Искра-Турбогаз" – наши конкуренты.
"Искра-Турбогаз" занимала лидирующие позиции по поставке ГПА для предприятий "Газ-прома". Причем изначально и долго предприятие комплектовало ГПА двигателями украинского производства. А зачем нам поддерживать украинских производителей, когда у нас в типоряде присутствуют все двигатели, которые нужны заказчику?
К тому же, у предприятия проблемы с развитием, но эти проблемы в большей степени созданы ими самими. Никто им палки в колеса не ставит.
То, что мы за заказчика боремся, – да, это так, но цивилизованными методами. Заказчику продукция "Искры-Турбогаз" перестала нравиться. Я был на совещаниях, где представители экс-плуатационных организаций "Трансгаза" заявляли, что "Искра-Турбогаз" резко снизила качество поставляемой продукции. У них в поставках иногда наблюдаются даже ржавые конструкции… даже двигатели ржавые иногда! И к "Искра-Турбогаз" "Газпром" "охладел". Именно поэтому часть заказов переданы ОДК, в частности, нашему пэкиджеру – предприятию "Сатурн-Газовые турбины".
Кстати, "Сатурн-Газовые турбины" использует при производстве ГПА оборудование пермских заводов, входящих в ОДК. "Сатурн-Газовые турбины" делает всё качественно, в срок, и даже раньше, что очень важно для "Газпрома".
– Управление пермскими предприятиями передано ОАО НПО "Сатурн", новые руководители – из Рыбинска и Москвы. Чем были продиктованы такие кадровые решения?
– Года три назад руководством Оборонпрома и ОДК принято решение о построении дивизионной структуры в ОДК, созданы дивизионы "Энергетические и промышленные программы", "Вертолетные двигатели", "Ракетные двигатели", "Двигатели для гражданской авиации" (ДДГА) и др. И речь не о том, что "Пермский моторный завод" (ПМЗ) или пермский куст "попали под "Сатурн", а о том, что управляющий директор "Сатурна" Илья Федоров возглавил дивизион ДДГА. И ради бога! Вот я не являюсь директором ни одного из заводов. Александр АРТЮХОВ – руководит дивизионом двигателестроения для фронтовой авиации, он директор ОАО "Уфимское МПО".
К тому же, руководители дивизионов принимают важные решения только после обсуждения их с генеральным директором ОДК.
Заводы в большинстве своем многопрофильные, предназначены для сборки двигателей и для гражданской, и для боевой авиации, их пропускная способность ограничена. А заказчик хочет больше, терять заказ жаль. И кооперация рыбинского и пермского куста даст возможность увеличить объем производства двигателей, в том числе для наземной тематики.
Мы знаем, что и в каком количестве "Газпром" закажет в ближайшие два-три года, а Пермь не сможет весь заказ выполнить, поэтому и будем часть заказов выполнять на "Сатурне". Но ни в коем случае речь не идет о переводе самого производства. Кооперация с "Сатурном" возможна при выпуске двигателя ПС-90, потому что Пермь ограничена в возможностях по выпуску.
– А у "Сатурна" каковы возможности?
– У "Сатурна" есть более адаптированные разработки к "наземке", в "Газпром" уже поставлены образцы. Например, "Сатурн" сделал судовой газотурбогенератор мощностью 8 МВт для применения в энергетике. Судовые двигатели в большей степени энергетические, чем авиационные, изначально рассчитаны на большой ресурс, на низкие обороты, на высокий КПД.
Надеюсь, что и "Сатурн-Газовые турбины" будет загружен, например, производством ГТД-110 – это энергетическая машина, в своем классе считается одной из самых перспективно интересных. Есть и еще ниша – подземные хранилища газа – там двигатели нужны мощностью 4 и 6 МВт. До конца года будет разработан проект программы по поставке продукции ОДК мощностью до 10 МВт.
Полтора года назад освоили производство газопоршневых машин, с высоким КПД. Правда, разработки все западные, но собираем на "Сатурн-Газовые турбины". Это оборудование мощностью от 500 кВт до 4 МВт, востребованное, в основном, предприятиями сферы ЖКХ.
– Пермские машиностроители опасаются, что у них выбивают почву из-под ног…
– Пермский куст по направлению, связанному с "наземкой", является основным. ПМЗ процентов на 80 загружен заказами по этому направлению. Пермские двигатели по своим технико-экономическим показателям являются, наверное, одними из лучших, у "Газпрома" пользуются хорошей репутацией, и они на них рассчитывают, а значит, и на нас, на ОДК. Двигатели мощностью 16,25 МВт Пермь выпускает в большом количестве. Мы реально оцениваем возможности предприятий. ПМЗ может выпускать 50-70 двигателей в год, плюс ремонты двигателей, поэтому на сегодняшний день ПМЗ загружен под завязку.
Перспективы у пермского куста в этом направлении очень хорошие по нескольким причинам. Во-первых, еще не завершено строительство Южного потока. "Сатурн-Газовые турбины" выиграл тендер на поставку 22 ГПА, в основе которых двигатель ПС-90ГП-25 производства пермского "Авиадвигателя".
Во-вторых, у "Газпрома" впереди новый газопровод "Сила Сибири", который пойдет через Хабаровск, Владивосток и дальше – в Китай. Там будут две линии, потребуются 40 ГПА. В-третьих, реализуется программа модернизации единой газотранспортной системы России по замене и обновлению существующих газопроводов, в том числе и двигателей, и компрессорных станций. Замена будет связана с повышением мощности компрессорных станций, и двигатели мощностью 16,25 МВт будут наиболее востребованы. В общем, обнадеживающие перспективы.
Поделитесь страницей "Сергей Михайлов: "Газпром" реально "охладел" к "Искре-Турбогазу"" в Социальных сетях