Чтобы создать востребованный продукт, есть смысл «закольцевать» производство

RU-1000 Рейтинг
Чтобы создать востребованный продукт, есть смысл «закольцевать» производство

Миасские инженеры подготовили свою версию организации бизнеса на переработке отходов. Идея отличается кластерным подходом. Например, можно сфокусировать переработку именно на машиностроительных предприятиях, энергетической сфере или электронике и поставлять вторсырье строго под определенные цели.

Процесс называется рециклинг. Это создание нового продукта из отходов производства. Главное, чтобы конечный продукт, который впоследствии произведут из него отраслевые предприятия, отвечал требованиям экологичности, а значит — подходил под европейские стандарты и был конкурентоспособен в рыночном поле. Входной билет на рынок недешев, но и задача стратегическая, прописанная в официальной стратегии по развитию промышленности. Поэтому господдержка почти очевидна.

О том, как грамотно построить бизнес на рециклинге, нам рассказал Максим Абрамов, главный специалист Группы расчетов инженерно-конструкторского центра ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ» (Группа ГАЗ). Отметим, что наш эксперт был в числе молодых инженеров, которые представляли свой проект на Третьем Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего 2013»,организованный Союзом Машиностроителей России,объединившем более полутора тысяч участников из 52 регионов России и 10 стран мира, и заняли третье место в рейтинге проектов стратегического управления.

 

Промышленность должна «позеленеть»

— Как на примере «АЗ «Урал» применяется принцип создания нового продукта из вторсырья?

— Традиционно используются отходы промышленного производства — металл, который остается после механообработки, идет в переплавку. Это стружка, лом, обрезь. Смысл в том, что в стране сейчас делается упор на перевооружение машиностроения и возможность организации этого процесса как раз на основе рециклинга. Это не значит, что технология будет включать только переработку отходов. Рециклинг подразумевает также утилизацию технологически оборудования. Задача здесь — подвести все к полномасштабной модернизации машиностроительной отрасли. А в каждой области машиностроения есть свое оборудование и свои особенности его утилизации.

— Например?

— Отечественное станкостроение, которое сейчас должно набирать обороты. В отрасли от 70 до 90 процентов устаревшего парка оборудования. Чтобы его утилизировать, нужны специальные технологии и немалые вложения. Его в металлолом не сдашь… Там есть и пластик различного рода, и смазочно-охлаждающая жидкость…

— Каков экономический эффект при использовании технологий рециклинга?

— Утилизация стоит огромнейших денег. Предприятия готовы платить их за то, чтобы просто вывезти отработавшую технику со своей территории. Хотя некоторые станки можно модернизировать, после чего передать их учреждениям образования, чтобы на них обучались молодые специалисты. Те же устаревшие компьютеры есть на каждом предприятии. И с утилизацией электроники тоже проблемы.

Прямого экономического эффекта от рециклинга нет. В приобретение специального оборудования для переработки тоже необходимо вкладывать большие суммы. Поэтому обязательно должна быть предусмотрена государственная поддержка. Разрабатывая концепцию, мы пришли к выводу, что необходим фонд, который будет аккумулировать ресурсы и распоряжаться закупкой оборудования для создания «зеленого продукта» — то есть такого вида изделия, которое бы в процессе эксплуатации приносило минимальный урон окружающей среде.

— Что это может быть за продукт?

— К примеру, автомобили «Урал» в ближайшее время должны быть оснащены двигателями экологического класса Евро 4, а в мировой практике уже давно внедряется Евро 6… То есть, мы должны стараться выпускать такой продукт, который будет востребован на рынке, в связи с чем необходимо повышать экологичность этого продукта. Это задача перспективного машиностроения — ноу-хау в области экологии.

— А сам рециклинг этому как то поспособствует? Или для предприятия это просто экономия и разумное расходование материалов и денег?

— Рециклинг должен внедряться не на предприятии. Это совершенно отдельный вид бизнеса. В том и смысл, что в настоящий момент на территории РФ нет такого вида бизнеса. И в регионе, соответственно, тоже. Есть мелкие кооперативные предприятия, которые занимаются частичной переработкой и частичной утилизацией. И естественно, в масштабах потребностей машиностроительных предприятий такого нет.

— Как же связать конкретную отрасль с бизнесом, который существует в зачаточном состоянии?

— Необходимо создавать центры компетенции по переработке отдельных видов машиностроительных отходов. Это можно проделать даже со шлаками от ТЭЦ или металлургических предприятий.

— И куда они потом пойдут после переработки?

— В тот же строительный материал, для производства шлакоблоков. Это первое, что приходит в голову. А в целом, это задача энергетической и металлургической отраслей — применить шлак в той области, для которой подойдет его химический состав.

— То есть, если организовывать бизнес на рециклинге, необходимо иметь в штате грамотного химика?

— Без этого никуда. Любая очистка отходов — по сути, химическая реакция. И она не должна привести к загрязнению окружающей среды.

 

Стратегический расчет

— А почему это должно быть выгодно бизнесу?

— Ниша не занята. Фирмы, работающие на рынке, не могут перекрыть существующие потребности предприятий. Объемы скопившегося для утилизации или модернизации оборудования просто колоссальны. Это сопоставимо с заполнением пустот выкаченной нефти в регионах, где есть эрозия грунта. И это сравнимые проблемы государственного масштаба.

— Есть ли соответствующие технологии?

— В частности, мы разрабатывали технологию по утилизации электронного оборудования. Есть конвекционные и электромагнитные установки, способные разделять различные фракции металла или пластика. В зависимости от электропроводимости, они могут разделять даже цветные и черные металлы. Но необходимы и другие технологии, для разработки которых должны привлекаться вузы. И здесь вновь необходимо участие государства. В целом же, это задача бизнеса — государство должно помочь только на начальных этапах. Рециклинг — это образ мышления инженеров и крупных руководителей.

— Иными словами, инициатива в руках промышленников?

— Предприятия заинтересованы в экопродуктах — это их билет в рыночное поле. Но по себестоимости такая продукция будет дороже, потому что изготовлена с применением новейшего оборудования и новейших технологий. Потребитель не готов покупать более дорогой товар, когда есть более дешевый. Здесь и должно помочь государство. В первую очередь — законодательно. Правовая база должна регулировать экономическую составляющую производств. Это же видение государственного масштаба, а не локального производства и конкретного потребителя. И так во всех отраслях — везде есть аналогичные проблемы. Если мы хотим производить продукт мирового уровня, мы должны придерживаться и мировых технологий.

— Есть ли уже какие то законодательные меры со стороны государства?

— Пока это только планы, идея, стратегия или подход. Как ни назови — все инициативы рассчитаны на перспективу 2020--2040 годов. Но Стратегия 2020 уже включает в себя формирование таких направлений бизнеса.

— С чего необходимо начать конкретному предпринимателю, решившему построить свой бизнес на рециклинге и поддержать экологическую идею?

— Во-первых, надо определиться, на какой отход производства будет нацелен бизнес. Далее создается малое предприятие с ориентировочным бюджетом 30--50 миллионов. Оно проходит апробацию, в течение примерно пяти лет появляется какая то окупаемость. Если предприятие зарекомендует себя, как надежный бизнес-партнер, оно сможет себя продать крупной корпорации и стать одним из подразделений холдинга, который будет заниматься рециклингом какого то вида отходов. В масштабах корпорации логично иметь такой бизнес, который бы со всех принадлежащих ей предприятий собирал свои виды отходов, а корпорация бы потом производила новый продукт. А это совершено другие объемы, другие правила игры на рынке и другие деньги.



Дата: 24.09.2013
Автор фото: www.forumspb.com
Источник: http://up74.ru/

Поделитесь страницей "Чтобы создать востребованный продукт, есть смысл «закольцевать» производство" в Социальных сетях

Новые компании
Адрес
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д.4/2
Телефон
+7(812)715-54-27, +7(812)740-76-37
Адрес
Юридический адрес: 117420, Россия, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Черемушки, ул. Профсоюзная, д.57, этаж 4, помещ. III ком. 98, офис 427А. Адрес производства: 454007, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 2б
Телефон
+7 (351) 239-90-31
Адрес
190020, г. Санкт-Петербург, ул. Бумажная д.17
Телефон
+7 (812) 320-67-07
Адрес
115280, Москва, ул. Тюфелева Роща, 1/25
Телефон
8 (800) 700-37-29
Адрес
192102, г. Санкт-Петербург, ул. Витебская Сортировочная, д. 2
Телефон
+7(812)436-48-79, 8 800 550 33 79
Все компании