Массовые инфокоммуникационные услуги на базе КВНО

RU-1000 Рейтинг
Массовые инфокоммуникационные услуги на базе КВНО

Уровень развития рынка услуг координатно-временного и навигационного обеспечения (КВНО) в России оценивается как достаточно низкий и не соответствует современным потребностям социально-экономического развития страны. Поиск путей эффективного развития рынка массовых инфокоммуникационных (ИК) услуг на базе КВНО может осуществляться в двух направлениях: экономическом, когда во главу угла ставится механическое увеличение финансовых вложений в расширение сферы внедрения услуг, и научно-техническом – когда рынок пытаются строить на базе научных законов его развития. Ясно, что второй путь наиболее правильный, но сложность его реализации заключается в недостаточной разработанности научных основ процесса внедрения (формирования, предоставления и администрирования) услуг. В публикуемой статье коллектива авторов из ФГУП «НИИ Радио» рассмотрены научно-технические аспекты данной проблемы. 

Объём рынка космических услуг в мире сейчас составляет $300-400 млрд в год, а к 2030 году может увеличиться до $1,5 трлн. «Мы должны в полной мере использовать это окно возможностей", – сказал об этом Президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития космической деятельности в Благовещенске 12 апреля 2013 года. 

Курирующий космическую отрасль вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин считает, что Россия должна получать от космической деятельности не только политический престиж, но и материальную выгоду и конкретную пользу. Таким образом, поставлена задача по повышению доходности космической отрасли. Но, как показывает жизнь, доходы приносят не проекты и не спутники ГЛОНАСС, а массовые услуги. 

Анализ показывает, что предпринимаемые в РФ меры по устранению существующего разрыва между навигационными технологиями и массовым потребителем не позволяют в полной мере решить данную проблему. Продолжающееся фрагментарное (автономное) и нескоординированное развитие систем координатно-временного и навигационного обеспечения и сферы внедрения массовых инфокоммуникационных услуг не обеспечивает требований по их качеству, что в условиях рыночной экономики отталкивает потребителей. 

Ряд направлений ускоренного развития рынка услуг КВНО был предложен в проекте Концепции создания Единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения (ЕС КВНО) Российской Федерации, разработанном ещё в далёком 2006 году с участием ряда научных учреждений и промышленных предприятий различных ведомств. 

Базисом данной концепции являлись три главных положения: 

•    интеграция всех комплексов и средств, участвующих в решении задач координатно-временного и навигационного обеспечения, в единую систему; 
•    комплексное использование всех навигационных, а не только спутниковых, технологий; 
•    создание ЕС КВНО как системы предоставления массовых ИК-услуг на базе координатно-временной и навигационной информации. 

Концентрация же всех работ по развитию рынка массовых ИК-услуг на базе координатно-временного и навигационного обеспечения в рамках ФЦП «ГЛОНАСС» приводит к незаслуженному забвению других навигационных технологий, отличных от спутниковой навигации. В то же время общепризнан факт необходимости развития всего множества навигационных технологий. 

Рынок услуг координатно-временного и навигационного обеспечения прошёл в своём развитии от этапа предоставления базовых и комплексных услуг – к этапу предоставления массовых инфокоммуникационных услуг. 

Этот этап характеризуется всё большим проникновением инфокоммуникационных технологий в процесс предоставления комплексных услуг на базе координатно-временного и навигационного обеспечения. Развитие навигационно-информационных систем требует широкого использования инфокоммуникационной среды для доставки необходимой навигационной и вспомогательной информации. 

Создание высокоточных сервисов невозможно без наличия высококачественных каналов связи, обеспечивающих потребителю оперативную и без искажений доставку информации. 

Следующей важной чертой современного этапа является генерация новых ИК-услуг на базе координатно-временного и навигационного обеспечения. То есть когда навигационные сервисы применяются не только для повышения потребительских качеств существующих услуг, но создаются новые технологические или бизнес-процессы на базе координатно-временного и навигационного обеспечения. 

Когда на первое место выходят комплексные и массовые услуги, координатно-временная и навигационная информация становится лишь одним из важных видов информации, необходимых человеку (потребителю) в повседневной деятельности. Многим пользователям не столько важно знать свои координаты с точностью даже 1 см, сколько знать, как далеко он находится от конечной точки своего путешествия, как проехать туда кратчайшим маршрутом с учётом состояния дорожной сети. 

Потребитель, имея свои текущие координаты, для решения целевых задач должен обладать информацией и других видов, например электронными картами местности и городов, данными о дорожной обстановке, ближайших заправках (для транспортных приложений). Он должен иметь возможность получить информацию о чрезвычайных ситуациях, тем более в непосредственной близости от очага опасности, даже при нарушении электроснабжения и при отсутствии покрытия сетями сотовой связи; возможность принимать программы радиовещания при плохом покрытии FM-вещания; возможность ознакомления с оптимальным маршрутом движения к конечной точке. Кроме того, ему могут понадобиться данные о достопримечательностях и объектах культуры (для туристов). 

Словом, развитие рынка массовых ИК-услуг на базе координатно-временного и навигационного обеспечения должно предусматривать не только поддержание орбитальной группировки системы ГЛОНАСС в требуемом составе, создание и производство большого количества разнотипной навигационной аппаратуры, но и создание специальной инфраструктуры предоставления услуг КВНО. Без этой инфраструктуры даже большой парк навигационной аппаратуры, поставленный потребителям, не даст ожидаемого экономического эффекта. 

Проблема развития рынка не может быть решена только назначением федерального оператора. Переориентация задач отрасли координатно-временного и навигационного обеспечения на широкий спектр потребителей требует, прежде всего, развития инфраструктуры предоставления ИК-услуг; создания условий для работы операторов услуг с использованием КВНО; привлечения предприятий различных форм собственности и внебюджетных инвестиций для эксплуатации и развития этой инфраструктуры при сохранении государственного регулирования отрасли координатно-временного и навигационного обеспечения. 

На рисунке 2 отражена инфраструктура предоставления массовых ИК-услуг на базе координатно-временного и навигационного обеспечения, разработанная в Концепции ЕС КВНО. 

Необходимость возвращения от фрагментарных решений к системному решению проблемы представления ИК-услуг на базе координатно-временного и навигационного обеспечения осознана руководством страны. В проекте «Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности» отмечена необходимость создания органов сертификации, лицензирования. 

Определение федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие координатно-временного и навигационного обеспечения, позволит обеспечить координацию и единый комплексный подход к разработке информационной, координатно-временной и навигационной составляющих этих систем. 

На рисунке 2 показана возможная схема функционирования федерального органа исполнительной власти в инфраструктуре предоставления массовых ИК-услуг на базе федерального органа исполнительной власти. 

Однако многое из того, что было предложено, ждёт своего часа. 

Главная цель создания инфраструктуры – обеспечение предоставления координатно-временных и навигационных услуг массовым потребителям с гарантированным уровнем качества и сервиса на всей территории Российской Федерации. 

ФГУП «НИИ Радио» проводит работы по созданию инфраструктуры предоставления услуг координатно-временного и навигационного обеспечения. Одним из примеров может служить схема использования спутников ГЛОНАСС для передачи сообщений о чрезвычайных ситуациях и оповещения населения в непосредственной близости от очага опасности. 

Всё больше и больше транспортных средств оснащается навигационными приёмниками ГЛОНАСС/GPS. Со временем это количество будет только расти. В связи с этим имеет смысл использовать навигационные приёмники для быстрого оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в непосредственной близости от очага опасности и для оповещения локальных служб МЧС. Принимая во внимание то, что во время катастроф наблюдаются перебои с подачей электроэнергии, приёмник в машине может оказаться единственным источником получения информации. 



Дата: 13.05.2014
Автор текста: Анатолий Назаренко,Вильям Сарьян
Источник: vestnik-glonass.ru/~8T6nb

Поделитесь страницей "Массовые инфокоммуникационные услуги на базе КВНО" в Социальных сетях

Новые компании
Адрес
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д.4/2
Телефон
+7(812)715-54-27, +7(812)740-76-37
Адрес
Юридический адрес: 117420, Россия, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Черемушки, ул. Профсоюзная, д.57, этаж 4, помещ. III ком. 98, офис 427А. Адрес производства: 454007, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 2б
Телефон
+7 (351) 239-90-31
Адрес
190020, г. Санкт-Петербург, ул. Бумажная д.17
Телефон
+7 (812) 320-67-07
Адрес
115280, Москва, ул. Тюфелева Роща, 1/25
Телефон
8 (800) 700-37-29
Адрес
192102, г. Санкт-Петербург, ул. Витебская Сортировочная, д. 2
Телефон
+7(812)436-48-79, 8 800 550 33 79
Все компании