Проблемы внутреннего водного транспорта в России будут решаться
В Волгограде состоялось заседание Госсовета "О развитии внутренних водных путей".
Пути эти выгодны, но находятся в состоянии глубокого, образцового упадка. Цифры озвучивать было неловко - за последнюю четверть века измельчал не только речной флот, но и сами реки. Причалы изношены и небезопасны, а предложений по спасению речного судоходства, совсем немного.
Содержание одного километра водного пути сегодня обходится в 130 тысяч рублей, содержание одного километра дороги - в 4,5 миллиона. Плотность российских водных путей сопоставима с железными дорогами - это транспортная артерия протяженностью 100 тысяч километров с низкой себестоимостью перевозок, при этом не требующая высоких затрат на содержание. Однако проблем в этой сфере значительно больше, чем успехов. За последние 25 лет глубина водных путей сократилась на четверть, а их протяженность (с гарантированными габаритами судового хода) снизилась на 30%.
На заседании Госсовета Путин начал с хорошего: речной флот обновляется, за последние 15 лет построено 800 судов. Но это в разы меньше, чем количество выбывших из строя. Если в 2000 году на наших реках работала 21 тысяча транспортных судов, то сегодня - в два раза меньше, при этом их средний возраст превышает 36 лет. Покупка новых не сулит большой выгоды: срок их окупаемости составляет более четверти века.
"Вот, смотрите: в 1990 году грузооборот водного транспорта был сопоставим с автомобильным, сейчас разрыв увеличился в четыре раза", - указал на Госсовете Путин.
Рекордные объемы грузовых перевозок по внутренним водным путям остались в советском прошлом. В 1989 году они составляли более 580 миллионов тонн. После распада Советского Союза, вследствие падения промышленного и сельскохозяйственного производства, усиления конкуренции со стороны автотранспорта и большого износа речного флота грузовые перевозки уменьшились к 2000 году в пять раз.
Резко упали и пассажирские перевозки. В 1980 году по рекам перемещались 103 миллиона человек, в 2015-м - в десять раз меньше. Об их безопасности говорить не приходится - у всех в памяти катастрофа теплохода "Булгария", произошедшая на Куйбышевском водохранилище в июле 2011 года - спаслись только 79 человек из 201 находившегося на борту, .
Итог последних десятилетий в сфере речного транспорта плачевен. Например, в Китае, где протяженность рек сопоставима с российской, грузооборот по водным путям в 12 раз больше. Более того, Россия отстает и от тех стран, где протяженность рек меньше, - Германии, Франции, Нидерландов, перечислил Путин.
На вопрос "что делать?" на Госсовете прозвучало, по сути, только два ответа:
- губернатор Астраханской области Александр Жилкин предложил разрешить иностранным туристам, путешествующим по рекам России, безвизовое пребывание в стране в течение 15 дней;
- глава министерства транспорта Максим Соколов рекомендовал ввести дополнительный акциз на дизельное топливо для большегрузов, что позволит покрыть недостаток средств в 8 миллиардов необходимых на содержание внутренних водных путей (всего требуется более 21 миллиарда рублей в год).
Закрывая совещание, Путин отметил, что для эффективного решения проблем внутреннего водного транспорта в России важно, чтобы всем участникам экономической деятельности были понятны цели действий правительства. "Не резко, не жестко, но чтобы было понятно, что правительство будет действовать вот таким-то образом, и чтобы все участники экономической деятельности были к этому готовы и заранее выстраивали свои планы - вот это самое главное", - сказал Путин.
И еще одно важнейшее условие, подчеркнул глава государства, - это все-таки выполнять намеченные планы.
Поделитесь страницей "Проблемы внутреннего водного транспорта в России будут решаться" в Социальных сетях