Продвижение продукции транспортного машиностроения на экспорт
Правительство РФ утвердило план действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России в 2016 году. Он предусматривает продвижение продукции транспортного машиностроения на экспорт. (подробности online)
Как отмечается в документе, экспорт грузовых вагонов в 2016 г. может достигнуть 13 тысяч единиц. Это порядка 40% от объемов всего ежегодного выпуска отрасли, что почти в полтора раза больше, чем в 2015 г., и в 2,3 раза больше, чем в 2014 г.В отличие от аналогичного антикризисного плана на 2015 г., одной из главных целей которого стало стремление нивелировать негативный эффект от роста процентных ставок для уязвимых секторов экономики, нынешний документ предполагает поддержку тех ее отраслей, которые приносят наибольший мультипликативный эффект, а так же помогают обеспечить социальную стабильность. Поэтому кроме вагоностроительной отрасли в рамках антикризисного плана предусмотрена поддержка автопрома, сельскохозяйственного машиностроения и строительного комплекса. Всего в нем содержится 120 пунктов, по каждому из которых закреплены исполнители, обозначены ожидаемые результаты и сроки. Ответственными исполнителями в документе утверждены Минпромторг, Минэкономразвития и Минфин России с участием Внешэкономбанка. Ранее представители последнего уже называли возможные направления поставок продукции вагоностроения из РФ. Это Казахстан, Иран, Куба, Египет. Напомним, что часть из этих контрактов уже заключена - это три сделки в рамках заказов на поставки грузовых железнодорожных вагонов в Венгрию, Иран и Азербайджан.Благодаря экспортным заказам специалисты отрасли не исключают достижение в 2016 г. объемов выпуска всеми российскими предприятиями в 40 тыс. вагонов. Однако более реалистичной называется цифра в 28-30 тыс. единиц. При этом как наращивание объемов выпуска, так и выход с предложением на внешние рынки будут связаны с целым рядом сложностей, предупреждают эксперты. Как считает заместитель генерального директора – руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук, несмотря на определенный потенциал в перспективе нескольких ближайших лет, в целом экспорт грузовых вагонов не спасет вагоностроительную отрасль при том дефиците загрузки производственных мощностей, который сложился. По его словам, грузовое вагоностроение в текущем году показывает отрицательную динамику, а объем выпуска снизился вдвое. «На 10% уменьшилось количество работников, занятых на производстве вагонов, и на 16% - на выпуске комплектующих», - констатировал он. Кроме того, у российских вагоностроительных предприятий пока нет достаточного опыта работы на зарубежных рынках, а сертификация на условиях третьих стран потребует значительных затрат. Как отмечает исполнительный директор НП «Объединение вагоностроителей» Василий Варенов: «Выход на внешние рынки потребует от нас дополнительных процедур. Даже если речь идет о поставках вагонов в страны, не входящие в Европейский Союз, все равно к нам предъявляются требования на предмет соответствия техническим нормам безопасности Евросоюза. Обязательная сертификация по нормам ЕС - это дорогостоящая процедура и вагоностроители не готовы нести такие затраты в текущих экономических условиях», - считает он.В то же время, по мнению советника генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» Александра Мельникова, существенный экспортный потенциал сложился в сегменте производства двухэтажных вагонов. По его словам, этот тип ПС может быть востребован не только на сети железных дорог России, где такие вагоны могут работать без инфраструктурных ограничений на 48 направлениях, но и на рынке СНГ. Там потенциальными потребителями двухэтажных вагонов могут стать пассажиры Беларуси и Казахстана.
Поделитесь страницей "Продвижение продукции транспортного машиностроения на экспорт" в Социальных сетях