«Железнодорожный навигатор» улучшает качество ремонта
Специалисты СГУПСа в последние годы разработали и внедрили на Западно-Сибирской магистрали десятки приборов и комплексов на базе глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС и GNSS).
Как рассказал заведующий кафедрой «Инженерная геодезия» вуза профессор Владимир Щербаков, сотрудники научно-исследовательской лаборатории «Диагностика дорожных одежд и земляного полотна» недавно создали прибор для дорожного мастера под названием «Железнодорожный навигатор». Новшество позволяет выдавать полную информацию о проектном расстоянии между осями пути, габаритах приближения и других параметрах, необходимых при проведении ремонтных работ. Главной особенностью прибора является привязка данных к координате пути в привычных для железнодорожников линейных координатах, хотя все измерения выполняются в глобальной спутниковой системе. Первый образец новой разработки уже успешно эксплуатируется в одной из путевых машинных станций Омска. Кроме того, для приёмки вновь построенных или отремонтированных участков железных дорог учёные СГУПСа создали мобильный лазерный сканер с возможностью определения габаритов на станциях в реальном времени и в режиме мониторинга. А для подготовки электронных проектов и натурной съёмки плана и профиля железнодорожных путей они разработали аппаратно-программный комплекс «Профиль-М». Новое оборудование обеспечивает повышение производительности при натурной съёмке станций за счёт создания цифровых моделей пути, которые являются предпосылкой для разработки систем автоматизированного управления машинами ЭЛБ, ВПО, «Доумат», ЩОМ и др. По словам Владимира Щербакова, с внедрением систем глобальной спутниковой навигации у железнодорожников появились большие возможности для повышения качества ремонтных и восстановительных работ. Ведь спутниковая аппаратура позиционирования позволяет полностью автоматизировать процессы измерения и управления технологическими процессами. Благодаря этому в десятки раз повышается производительность работ и соответственно сокращаются эксплуатационные затраты и численность персонала. Помимо создания новой аппаратуры в университете готовят специалистов, способных на ней работать. Например, сотрудники кафедры «Инженерная геодезия» ежегодно обучают ГИС-технологиям десятки специалистов ОАО «РЖД», пользующихся разработками СГУПСа. Однако, по мнению Владимира Щербакова, эту работу надо расширять. Проблема в том, что кафедры геодезии в целом ряде железнодорожных вузов в последнее время сократили. Они остались только в МИИТе, ПГУПСе и СГУПСе. Между тем предприятиям отрасли требуется всё больше специалистов, владеющих навыками работы с современной аппаратурой на базе глобальных навигационных спутниковых систем и ГИС-технологиями. Поэтому в Минтрансе и Минобрнауки нужно принять решения по повышению качества подготовки и увеличению выпуска таких кадров.
Поделитесь страницей "«Железнодорожный навигатор» улучшает качество ремонта" в Социальных сетях