Реализация программы энергоэффективности в Волгоградской области оказалась неэффективной
Вложение более 800 миллионов рублей на реализацию мероприятий в Волгоградской области по энергосбережению не привело к снижению издержек производства предприятий коммунального хозяйства и не оказало действенного влияния на развитие экономики региона.
Такой неутешительный вывод сделали аудиторы КСП Волгоградской области на основании проверки эффективности использования средств, направленных на реализацию соответствующих программ. В контрольном органе констатировали, что реализация этих программ не обеспечила комплексный подход, позволяющий охватить процессом энергосбережения все сферы областной экономики и реализовать единую политику энергосбережения.
Мало того, несмотря на колоссальную сумму, потраченную на эти цели с 2010 по 2013 годы, это не привело к снижению издержек производства предприятий коммунального комплекса, в результате чего расходы областного бюджета на выплату компенсаций ресурсоснабжающим организациям из года в год растут.
В частности, аудиторы в рамках проведенной проверки проанализировали деятельность однажды прославившегося огромными зарплатами руководителей ГБУ «Волгоградский центр энергоэффективности», на счет которого обязаны перечислять определенный процент денежных средств все ресурсоснабжающие организации.
Так, с сентября 2006 по 1 июля 2013 года на этот счет поступило в общей сложности чуть более 0,5 миллиарда рублей. Интересно, что при этом расходы на содержание ГБУ «ВЦЭ» составили немногим менее половины поступившей суммы – 216 миллионов рублей.
В контрольно-счетной палате также констатировали, что действовавшие программы по энергосбережению не финансировались в полном объеме и, соответственно, не выполнялись мероприятия, предусмотренные в них.
А принятая в 2010 году программа по энергосбережению на 200-2020 годы, несмотря на отсутствие финансового обеспечения с момента ее принятия, действовала лишь виртуально и была отменена только весной 2012 года. Кроме того, в целевых показателях программ изначально были запланированы показатели, которые "не проверяемы и носят декларативный характер". Например, они не учитываются ни службой государственной статистики, ни государственным заказчиком программ в лице министерства строительства и ЖКХ и минтопэнерготарифом.
И поэтому тоже запланированные мероприятия не достигли главной изначальной цели: сокращения затрат предприятий ЖКХ и смягчения для населения процесса реформирования системы оплаты за коммунальные услуги. Конечно, сказать, что в рамках региональных программ ничего не делалось, нельзя.
Так, в 7 муниципальных образованиях была произведена модернизация котельных, в 14 районах – установлены тепловых наносы и осуществлен перевод жилищного фонда на индивидуальное поквартирное отопление, еще в 4 районах на 5 объектах установлены теплосчетчики и т.д, проведены также работы по утеплению фасадов, замене кровель и труб из полимерных материалов.
Однако недостаточный контроль со стороны комитета строительства и ЖКХ, отмечается в докладе, привел к неэффективным капитальным вложениям и отсутствию результатов реализации как отдельных мероприятий, так и программ в целом. Мало того, программа не достигла главной цели: снижения субвенций областного бюджета на возмещение затрат организаций коммунальной сферы.
Так, например, в 2011 году в с. Береславка Калачевского района была проведена реконструкция центральной котельной на сумму в 24,3 миллиона рублей. Однако от МУП «Береславское коммунальное хозяйство» ежегодно поступали заявки на компенсацию выпадающих доходов на суммы более 1 миллиона рублей.
Еще более отличился Калачевский муниципальный район, который получил 25,4 миллиона рублей на мероприятия по энергосбережению, однако подсчитал выпадающие доходы в размере аж 76 миллионов рублей. Кроме того, выяснилось, что руководство Волгоградской области не смогло даже распорядиться федеральными средствами, полученными на выполнение региональной программы по энергосбережению.
Так, в 2011 году на эти цели из федерального центра были получены около 46 миллионов рублей. Однако они были возвращены в бюджет федерации из-за отсутствия целевой программы по энергосбережению.
Аудиторы делают вывод: несмотря на внушительный размер потраченных средств на мероприятия по энергосбережению, расходы областного бюджета на выплату компенсаций ресурсоснабжающим организациям растут из года в год и составили за период с 2011 по 9 месяцев 2013 года 234 миллиона рублей. Итоги проверки стали основанием для направления рекомендаций в правительство Волгоградской области по разработке программы повышения энергетической эффективности всех отраслей экономики для сокращения бюджетных субсидий.
От министерства ЖКХ и топливно-энергетического комплекса в КСП региона ждут плана перспективного развития ЖКХ области и определения целевой направленности бюджетных трат на решение проблем в этой сфере.
Поделитесь страницей "Реализация программы энергоэффективности в Волгоградской области оказалась неэффективной" в Социальных сетях