Авиационная мозаика Китая

RU-1000 Рейтинг

Если пытаться анализировать состояние и развитие инженерно-технических, научных отраслей в какой-либо стране, то лучше авиации, а тем более истребительной, предмета исследований не найти. Со всех сторон она в буквальном смысле является концентрированным выражением технологий, имеющихся в государстве, а также показателем динамики его развития, как ни странно, политической в том числе. Китай в данном случае не исключение.

При этом ни для кого не секрет, что истребительная авиация Поднебесной в ее современом виде однозначно использует базу, созданную российскими (советскими) специалистами. В плане экономики это наиболее продуктивный и выгодный путь развития, хотя и сопряженный с определенными рисками во взаимоотношениях стран. К примеру, чего стоит скандал и последовавшие за ним действия России, после того, как КНР в 2004 г. отказалась от опциона по производству у себя по лицензии 95 истребителей Су-27СК (ранее было собрано 105 таких машин), вместо этого занявшись созданием безлицензионного Су-27 под названием J-11.

Естественно, подобные шаги формируют предельную осторожность в плане возможностей дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Проще говоря, на таких партнеров надеяться не безопасно, ведь совершенно ясно, что следом они непременно попробуют получить знания для развития своих поделок до уровня оригинала, а то и выше.

И наверняка способами агента 007. К примеру, тот же двигатель для "китайца" Су-27 инженеры из Поднебесной так и не сумели скопировать на 100 процентов. FWS-10A Taihang, китайский вариант российского двигателя АЛ-31Ф, хоть и развивает близкую к оригиналу стендовую тягу, страдает неприлично малым ресурсом. Причина - отсутствие технологии производства монокристаллических лопаток турбин. Следовательно, надо покупать либо... добывать, особенно все, что касается истребителей, имеющих ключевое значение.

Охотики за технологиями

А добывать китайцы, как известно, умеют. Например, проект с большими надеждами - палубный истребитель Shenyang J-15 для авианосца "Ляонин", по официальной версии хоть и является развитием J-11, в глазах специалистов ни что иное, как советский Т-10К (прототип Су-33, купленный у Украины в 2005 году).

"Самолет отвечает техническим стандартам палубных истребителей третьего поколения, стоящих на вооружении", - отметил Сунь Цун, главный конструктор китайского самолета в интервью газете "Синьхуа" в начале прошлого, 2013 года. При этом он сказал, что у самолета предстоит доработать прицельную радиолокационную станцию и средства радиоэлектронного противодействия. А для достижения боевого радиуса до тясячи километров необходим двигатель китайской разработки. Между тем, китайские СМИ сообщали, что J-15 на ближайшие 25-30 лет станет основным и единственным палубным истребителем.

Еще одна добыча - учебно-боевой самолет JL-10, удивительно похожий на российский ЯК-130, хоть и с вдвое меньшим радиусром действия. Поговаривают, что он изготовлен на основе первых версий чертежей ЯК-130, а в качестве силовой установки использует украинские турбореактивные двигатели производства запорожского завода "Мотор Сич".

Практически те же АИ-222-25, которыми оснащен Як-130, но с форсажными камерами для сверхзвуковой скрорости. Это, по мнению маркетологов в некотором смысле является конкурентным преимуществом перед ЯК-130, хотя и увеличивает стоимость. Правда, цена JL-10, как предполагается, будет в полтора раза ниже, чем у российского учебно-боевого собрата. Единственное условие - массовый выпуск.

Ну и, наконец, концепт истребителя пятого поколения J-20, впервые поднявшийся в воздух 11 января 2011 года, хоть и совершенно секретный, но укомплектован российскими АЛ-31 (потому как ничего другого для самолета аналогичных геометрических и весовых характеристик да предназначения, в Китае нет). Есть в США. Но разве Сенат разрешит продавать "коммунистическому" Китаю такие двигатели? Очевидно, нет. Европа не в счет, там подобных двигателей также не существует.

В отношении конструктива J-20 вообще походит сразу на несколько самолетов, среди которых российские экспериментальные Су-47 и 1.44, а также "американцев" пятого поколения F-22 и F-35. Так что налицо самая настоящая мозаика. Тем не менее, стоит признать, что китайцы первыми после США и России сумели создать прототип боевого самолета нового поколения, отвечающего требованиями XXI века, серийный образец которого, вполне вероятно будет в войсках после 2020 года.

Ключевой элемент

Казалось, Поднебесная за десятилетие сформировала необходимый для себя облик истребительной авиации, основанный, как на "старых" моделях, часть которых уже выведена в резерв, так и на современных самолетах, созданных с использованием иностранных технологий. Казалось, осталось только наращивать производство и полностью обеспечить новыми машинами свои Военно-воздушные Силы. И, тем не менее, Китай не отказывается от покупки новых истребителей, причем, достаточно большими партиями.

Здесь следует сделать уточнение - КНР в данном случае ориентируется на истребители с большой дальностью полета, каким является российский Су-35. Таким образом можно делать вывод, что Поднебесная торопится устранить напряженность, которая становится реальностью после объявления США о направлении в Корею и Японию свои F-35. И здесь, как видно, ожидание очередных побед китайских конструкторов выливается для КНР в большую головную боль.

В самом деле, стабилизация ситуации в Юго-Восточной Азии, как видится, возможна лишь в условиях паритета (лучше - преимущества) со странами-союзниками США. Его возможно обеспечить, создав глубоко эшелонированную оборону для отстаивания китайских интересов в регионе. Но при наличии у КНР истребителей меньшей дальности, современных зенитно-ракетных комплексов, баллистических и крылатых ракет большой дальности, ему, все же не хватает существенного звена - истребителей большой дальности, которые могут обеспечить возможности для постоянного патрулирования в регионе.

Патрульные самолеты Су-35 наземного базирования и большой дальности - это один из лучших способов поддержания Китаем возможностей по воспрещению доступа в эти районы другим претендующим на них странам.

Понимая существующий расклад сил в Юго-Восточной Азии, Россия, не вмешиваясь в дела государств региона, пытается за счет его потенциала решать свои задачи. Одна из них - упорядочение отношений с Китаем в плане лицензирования технологий. Вторая - компенсация снижения объемов оружейных поставок в Сирию, которые возникли из-за инициированной в стране войны. Существуют и другие задачи, которые, как и первые две можно решать соглашениями на поставки в Китай российских истребителей класса 4++, таких, например, как Су-35. Стоит отметить, что параллельные, не прекращающиеся поставки российских авиадвигателей в КНР призваны создавать благоприятный фон процессу. Это происходит не смотря на то, что китайская сторона занимается их реэкспортом в составе легких истребителей JF-17 в Пакистан, вызывая ко всему прочему озабоченность Индии, партнера России. Таким образом, российские Су-35 в Юго-Восточной Азии способны стать инструментом, позволяющим разрешить не одну кризисную ситуацию, как в военно-технической, так и политической областях.

Предложение от которого не отказываются

С точки зрения маркетинговых программ, набирающего силу китайского авиапрома, ему крайне важно обеспечить себе выход на рынки развитых стран. Дело в том, что тот рывок, который совершила китайская авиационная промышленность требует перспективных рынков, значительно отличающихся, к примеру, от пакистанского и африканского. В противном случае даже при огромном внутреннем оборонном заказе в обозримой перспективе военный авиапром КНР ждет стагнация. Однако на статусных рынках китайскую истребительную авиацию мало кто ждет, хотя бы потому, что глобализацией, как в автопроме, тут пока не пахнет - здесь царит дух соревновательности, индивидуализма. А раз так, то и их участники (в основном западные, со стороны НАТО) будут биться до последнего, чтобы недопустить сюда конкурентов.

Самое интересное, что Россия, пусть и входящая в ТОП авиационных держав, имеет серьезные проблемы с продвижением своей истребительной техники на подконтрольные Западу рынки.

Здесь во всю работает "санитарный" кордон НАТО. То есть, проблемы отчасти подобные китайским. В таком случае можно предполагать, что объединение усилий России и Китая в плане продвижения своей истребительной авиации (естественно, при строгих договорных отношениях и распределении усилий) может принести хорошие результаты. В крайнем случае это может обеспечить господство в так называемых пограничных (нейтральных) странах.

Фактом, подтверждающим наличие неких возможных предложений со стороны России к Китаю в плане объединения усилий в авиационной отрасли может служить пример участия китайской пилотажной авиагруппы "Первое августа" в международном аэрокосмическом салоне МАКС-2013.

Тогда, насколько известно, китайские пилотажники впервые приняли участие в авиасалоне за пределами КНР. Немаловажно, что этот "выход в свет" состоялся на российские деньги (28 млн. руб.), выделенные в числе прочего из лимитов Минобороны РФ на боевую подготовку. А выступали китайские летчики на многоцелевых истребителях J10, оснащенных российскими двигателями АЛ-31ФН. Для справки: их Россия поставила в Китай в 2013 году 123 штуки на $500 млн.

Что еще стоит за участием Китая в МАКСе, остается лишь предполагать. Но в любом случае здесь разговор идет не только о попытке России за счет Китая поправить текущее положение с экспортом вооружений на фоне сирийского конфликта. Идея тут, видимо, куда более глобальна. Достаточно вспомнить российско-индийский проект по созданию истребителя пятого поколения Т-50, а также совместную программу "Брамос". По аналогии с этим у России с Китаем вполне могут быть не менее серьезные авиационные проекты, способные определить будущую конфигурацию отрасли. Не хочется сглазить, но, кажется, что первого результата ждать здесь осталось совсем не долго.



Дата: 18.02.2014
Источник: http://vpk.name/news/

Поделитесь страницей "Авиационная мозаика Китая" в Социальных сетях

Новые компании
Адрес
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д.4/2
Телефон
+7(812)715-54-27, +7(812)740-76-37
Адрес
Юридический адрес: 117420, Россия, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Черемушки, ул. Профсоюзная, д.57, этаж 4, помещ. III ком. 98, офис 427А. Адрес производства: 454007, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 2б
Телефон
+7 (351) 239-90-31
Адрес
190020, г. Санкт-Петербург, ул. Бумажная д.17
Телефон
+7 (812) 320-67-07
Адрес
115280, Москва, ул. Тюфелева Роща, 1/25
Телефон
8 (800) 700-37-29
Адрес
192102, г. Санкт-Петербург, ул. Витебская Сортировочная, д. 2
Телефон
+7(812)436-48-79, 8 800 550 33 79
Все компании