Новый «Союз» взлетел с двигателем НК-33
28 декабря с военного космодрома Плесецк (Архангельская область) успешно стартовала новая ракета-носитель легкого класса «Союз-2-1в», оснащенная двигателем НК-33 производства самарского предприятия «Кузнецов».
Этого старта с большим волнением ждали и разработчики ракеты - специалисты самарского ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс», и двигателисты ОАО «Кузнецов». Дату первого полета новой ракеты-носителя переносили несколько раз. Октябрь 2013 года, 23 декабря, 24-го, 25-го... Потом появилась информация, что первый пуск «Союза 201в» по программе летно-конструкторских испытаний состоится в 2014 году...
Пуск состоялся 28 декабря. Двигатель НК-33, установленный в составе первой ступени, отработал без замечаний, обеспечив успешное выведение новой ракеты на заданную орбиту. Время его работы в полете составило 200 секунд.
Для ОАО «Кузнецов», входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), этот старт сталмасштабным событием, которого ждали с большим волнением. Это первый запуск НК-33 в отечественном проекте после закрытия советской «лунной» программы. Созданный на рубеже 60-70-х годов конструктором Николаем Кузнецовым, двигатель НК-33 имел серьезное преимущество перед конкурентами – высокую удельную тягу и огромный ресурс. После закрытия в 1974 году «лунной» программы созданную партию НК-33 было приказано уничтожить. Но Кузнецову удалось их спасти. В 90-е годы двигатель НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве, где вызвал колоссальный интерес отечественных и зарубежных партнеров.
Сегодня важнейшей задачей ОДК стало восстановление серийного производства двигателя НК-33. Значительная часть процессов его изготовления на предприятии «Кузнецов» уже освоена. Комплексная работа с двигателем НК-33 для запуска ракеты «Союз-2-1в» началась в 2010 году. Партия двигателей НК-33 на протяжении нескольких лет подвергалась многочисленным проверкам с целью подтверждения качественных характеристик. НК-33 испытывался в условиях применения иной марки топлива, вброса инородных частиц, с трехкратным превышением необходимого ресурса использования.Итоговое огневое испытание блока первой ступени РН «Союз-2-1в» 3 июня 2013 года на базе Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности (г. Пересвет) подтвердило высокую надежность двигателя.
«Союз» и «Антарес»
Работы по НК-33 ведутся по двум направлениям, и сделать за 2013 год удалось немало: в России реализуется проект по запуску ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», разработанной на «ЦСКБ-Прогресс». В рамках зарубежного контракта двигатель успешно работает в программе стартов американской ракеты-носителя среднего класса «Антарес». 22 апреля 2013 года в США два двигателя НК-33/AJ26 обеспечили первый успешный старт ракеты «Антарес», а второй ее запуск состоялся уже 18 сентября - на МКС был доставлен полезный груз для работы летного экипажа станции. В ближайшее время состоится третий старт.
В своем послании Николай Меркушкин рассказал о появлении хороших перспектив у ОАО «Кузнецов».
«Впервые за 20 лет начали строиться два новых производства, еще две новых производственных площадки начнем строить в 2014 году. Для успешного старта ракеты «Антарес» на базе НК-33 был фактически создан и запущен в серию новый двигатель. Хотя еще год назад наши конкуренты убеждали руководство страны, что ракета на двигателях НК-33 не полетит и восстановить двигатели самарцы уже не способны», - отметил губернатор.
Новый цех для «Кузнецова»
20 ноября на ОАО «Кузнецов» был заложен первый камень в основаниенового цеха серийного производства ракетных двигателей, завод ждал этого более 20 лет. Строительство начато в рамках программы реконструкции и технического перевооружения предприятия. Производственный корпус оснастят самым современным оборудованием — здесь предполагается разместить до 30 единиц новой техники. В эксплуатацию цех введут в ноябре 2015 года.
Строительство предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса России», которая рассчитана на 2011-2020 годы. По этой программе ОАО «Кузнецов» должно получить из федерального бюджета 502 млн рублей. А общие затраты на возведение новой площадки и ее техническое оснащение составят 732 млн рублей.
Кроме того, в 2014 году планируется открыть два стенда для испытания двигателей и начать строительство цеха гальваники. Модернизация связана с грядущим расширением производства. Как сообщил исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин, в 2017 году ежегодная выручка предприятия должна составить 17 млрд рублей. Для сравнения, в 2012 году этот показатель составил 6 млрд рублей. В большой степени перспективы развития предприятия связаны с восстановлением серийного производства ракетного двигателя НК-33.
На орбите — «Аист»
Запуск ракеты-носителя «Союз-2-1в» был частью программы ее летно-конструкторских испытаний. Однако первый полет «Союза» не был «холостым» - самарская ракета сработала и на науку, и на оборону. В интересах военного ведомства она вывела на орбиту две радиолокационные калибровочные сферы, а научной частью полезной нагрузки стал малогабаритный космический аппарат (МКА) «Аист».
Старт «Союза-2-1в» открывает новые перспективы для развития самарского аэрокосмического кластера. Ведь теперь в перечне изделий «ЦСКБ-Прогресс» появилась ракета легкого класса. Так что «кузнецовский» НК-33 «прижился» на отечественной ракете - самарская ракета на самарском двигателе вывела на орбиту самарский же студенческий спутник. Кстати, для «Аиста» это уже второй старт — первый аппарат этого типа вывели на орбиту в апреле 2013 года.
Разработали «Аист» студенты и молодые ученые Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) в сотрудничестве со специалистами «ЦСКБ-Прогресс». На нем отрабатывают средства измерения геомагнитного поля и средства компенсации низкочастотных микроускорений на борту, ведут различные исследования. Например, исследуют «высокоскоростные механические частицы естественного и искусственного происхождения» — так называемый «космический мусор», который даже в виде крохотных частиц на скорости в несколько километров в секунду опасен для космических кораблей.
Как указано в отчете, «Аист» «предназначен для решения научных и образовательных задач». А проще говоря, когда студенты факультета летательных аппаратов СГАУ проектируют такой вот малогабаритный спутник, которому предстоит один на один столкнуться с ближним космосом, они получают реальный опыт. И становятся инженерами не по диплому, а по-настоящему. То есть уже скоро, когда выпускники «аэрокоса» придут на «Прогресс», на «Кузнецов», - они будут готовы и к реальной работе, и к реальной ответственности. А это значит, что у аэрокосмической Самары впереди - успешное будущее.
Поделитесь страницей "Новый «Союз» взлетел с двигателем НК-33" в Социальных сетях