Исчезновение литейной отрасли свердловский минпром компенсирует коллективизацией

RU-1000 Рейтинг
Производство литья стоит на краю исчезновения или нового промышленного скачка

Российские промышленники предрекают литейному производству скорую смерть в случае, если не будут приняты меры к скорому научно-техническому скачку. На данный момент перевооружение производства носит локальный характер, затрагивает лишь отдельные предприятия, которые в итоге расплачиваются за модернизацию высокой себестоимостью литья и падением его конкурентоспособности. На российском литейном рынке все громче озвучиваются предложения об усилении взаимодействия с западными производителями и собственным государством с акцентом на НИОКР. Свердловские власти к гибели целой отрасли машиностроения не готовы, предлагают меры поддержки и развития, а также прогнозируют путь создания центров коллективного пользования литейным оборудованием.

Перспективы гибели или развития литейного производства в России сегодня обсуждали в Екатеринбурге в ходе XI международного съезда литейщиков. Участники отрасли из различных регионов РФ фиксируют серьезное падение уровня производства литья. Всего в России, по данным свердловского минпрома, производится около 1 млн тонн стальных отливок, при этом первое место по стальному литью занимает Свердловская область с объемом производства в 20% от российского. Однако, по оценке областного министерства промышленности, загрузка литейных производств в области составляет всего 20–60%. Производственная база устарела. Низкий технический и технологический уровень большинства литейных переделов не позволяет выпускать точные высококачественные отливки сложных форм.

«Вкупе с падением рентабельности производства многие областные производители стремятся передать литье на аутсорсинг как непрофильный вид деятельности. Причем в случае холдингов заказы, как правило, размещаются на входящих в эти структуры предприятиях из других регионов России. Так, в 2013 г. было закрыто литейное производство на «Уральском дизель-моторном заводе», – отмечает вице-премьер областного правительства Александр Петров.

Отметим, что более половины предприятий машиностроения и ОПК Свердловской области имеют собственные литейные переделы. При современных литейных технологиях коэффициент использования металла достигает 85–95% в цветном литье и 80% – в чугунно-сталелитейном производстве. Литье является неотъемлемой частью производственного цикла в машиностроении, при этом, по словам директора дочернего предприятия ОАО «КамАЗ» и ОАО «НИИТавтопром» ЗАО «Литоформ» Анатолия Волкомича, падение темпов литейного производств уже опережает темпы падения машиностроения, и в условиях вступления России в ВТО возрос импорт литья.

«Раньше мы выпускали 18 млн тонн литья, сейчас – 4. Показатель производства снизился до 13 тонн на человека, хотя в советские времена мы бились за то, чтобы выйти на 100 тонн на человека. Может ли такая промышленность быть конкурентоспособной? Сегодняшний путь ведет к деградации, исчезновению литейного производства в том виде, в каком оно существует сейчас. Падение литейного производства опережает темпы падения машиностроения, резко возрос импорт литья, особенно в условиях ВТО – границы нас теперь уже не защищают», – полагает Анатолий Волкомич.

Кроме того, в литейной отрасли фиксируется катастрофический дефицит кадров. Российские литейщики обращают внимание на острую потребность отрасли в инновациях, поскольку современные машины не могут быть сделаны на базе тех отливов, которые производятся в нашей стране. То же касается деталей вагонов и автомобилей.

«Путь один – перевооружение. Однако инвесторы относятся крайне осторожно к вложениям в литейное производство. Страх инвесторов перед вложением в литейное производство – это осознание того, что происходит на самом деле. Перевооружение носит локальный характер, при этом вслед за улучшением качества отливки катастрофически выросла цена. Мы становимся не конкурентными еще и по ценам. В условиях глобализации рынка литья это сулит нехорошие перспективы», – резюмирует Анатолий Волкомич.

При этом руководители машиностроительных предприятий подчеркивают, что Россия не в первый раз сталкивается с кризисом в развитии отечественного литейного производства, и напоминают ситуацию, возникшую в начале 90-х годов: эпоха автоматизации производства, крупномасштабных вложений в механообработку, когда выяснилось, что литье «отстает». После чего начались инвестиции в отрасль, что дало определенный результат.

«Если какие-то явления повторяются, то за этим следуют фундаментальные причины, и если в них не разобраться, то мы будем натыкаться на это снова и снова», – резюмируют промышленники.

Первоочередных задач перед отраслью теперь две – принципиально другое качество отливок и снижение себестоимости.

В областном правительстве, между тем, уверены, что литейное производство в будущем сохранит лидирующее положение среди заготовительных производств. В Свердловской области точечно внедряются технологии перевооружения.

«На УОМЗ освоена технология литья под давлением из алюминиевых и термоупрочняемых и инварных сплавов. Нижнетагильский завод «Уралхимпласт» разработал и внедрил в производство новые связующие материалы для окраски литейных форм, не уступающие по характеристикам зарубежным аналогам». В этом предприятие является российским монополистом. В ОАО «Нижнетагильский котельно-радиаторный завод» идет модернизация и диверсификация литейного производства практически на всех отделениях. В Полевском на ООО «Полимет» строится новый завод по производству высококачественных отливок из высокопрочного чугуна. Уже выполнен первый комплекс строительно-монтажных работ на промплощадке», – перечислил достижения свердловского машиностроения Александр Петров.

Модернизация затронула также УВЗ, на котором, по словам вице-премьера, предполагается создание нового кузнечно-прессового участка и литейного завода. Кроме того, перед УВЗ стоит задача повышения эксплуатационной надежности и качества литых деталей тележек вагонов. Примечательно, что определенные прорывы в области железнодорожного машиностроения демонстрирует даже не Урал, а московское предприятие «Станэксим». По словам генерального директора компании Сергея Литвина, рынок требует особые решения для разработки осей инновационных тележек, и в портфеле компании такие решения есть. Новые станочные комплексы позволяют обрабатывать не только стандартные детали, но детали инновационных тележек. Помимо этого, предприятие произвело автоматизацию в процессе вагонного литья – из производственной цепочки исключен ручной труд погрузчика.

Александр Петров подчеркивает, что предприятия, особенно такие крупные, как УВЗ, должны ускорять внедрение ноу-хау, в частности, использовать применение сталей с ванадием.

Содействие области в развитии литейного производства и машиностроения пока что заключается в создании концепции программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на 2014–2018 гг., а также нормотворческой деятельности. Кроме того, в этом году областной бюджет выделил 300 тыс. на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам для организаций промышленного комплекса. По итогам отбора субсидии получат 22 организации. В следующем году, по словам Александра Петрова, эта сумма будет увеличена до 1 млрд рублей.

Кроме того, с 1 января 2014 г. вступает в силу ряд инвестиционных налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и региональным налогам. В частности, резиденты ОЭЗ «Титановая долина» получат нулевую ставку налога в течение 10 периодов. Также налоговые льготы получат предприятия, которым будет присвоен статус участника приоритетного инвестиционного проекта.

Следующим этапом, по замыслу чиновников областного правительства, должно стать появление в регионе принципиально новых элементов промышленной инфраструктуры. Петров говорит о создании центров коллективного пользования литейным оборудованием, которые позволят сократить издержки и снизить цены на литье.

«Проблема сокращения издержек на этапе первичного передела не может быть решена силами отдельных машиностроительных предприятий малого и среднего бизнеса. Создание центров коллективного пользования литейным оборудованием могло бы обеспечить потребности предприятий в качественном точном, мелком и крупном литье и стать катализатором бурного роста указанного сектора экономики за счет снижения цен и повышения доступности отливок черных и цветных металлов», – пояснил Александр Петров.

Вторым условием формирования в регионе современной промышленности чиновники называют активное привлечение инжиниринговых центров.

При этом в свердловском минпроме отмечают, что большие литейные подразделения крупных предприятий теряют свои позиции, возрастает роль субъектов МСП как более гибких, способных освоить новую номенклатуру продукции за короткое время. Этот же путь демонстрирует литейное производство в Германии. Немецкое литейное производство насчитывает порядка 600 предприятий, в основном это малый и средний бизнес, поясняет президент группы «Хюттанес-Альбертус» д-р Кальстен Кургац. При этом в Германии оно на фоне высоких налогов, сборов, заработной платы и строгих законов развивается куда успешнее, чем в России и уже догоняет мировых лидеров – США и Китай. Хотя немцы признаются, что также испытывают кадровый голод. Для решения проблемы в Германии ведут дополнительную подготовку литейщиков, проводят семинары по переподготовке кадров, занимаются популяризацией среди молодежи.

Зампредседателя Союза машиностроителей России и директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов призывает заимствовать зарубежный опыт и «не комплексовать» по этому поводу.

«Я бы хотел призвать вас всех не комплексовать заимствовать достижения западных и восточных стран в плане технологического совершенства. Но при этом не умалять возможности и способности наших российских инженеров», – пояснил Андрей Бухмастов.

По этому пути призывают пойти непосредственные участники рынка: объединить российские и западные технологии, усилить роль НИОКР и привлечь государство.

«На сегодня мы наблюдаем недостаточную развитость научной базы. Нам необходим научно-технический прорыв и стратегическое партнерство с государством, создание новых производств на базе российских и западных технологий», – резюмирует Анатолий Волкомич.



Дата: 18.09.2013
Автор фото: http://pravdaurfo.ru/
Источник: http://pravdaurfo.ru/

Поделитесь страницей "Исчезновение литейной отрасли свердловский минпром компенсирует коллективизацией" в Социальных сетях

Новые компании
Адрес
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д.4/2
Телефон
+7(812)715-54-27, +7(812)740-76-37
Адрес
Юридический адрес: 117420, Россия, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Черемушки, ул. Профсоюзная, д.57, этаж 4, помещ. III ком. 98, офис 427А. Адрес производства: 454007, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 2б
Телефон
+7 (351) 239-90-31
Адрес
190020, г. Санкт-Петербург, ул. Бумажная д.17
Телефон
+7 (812) 320-67-07
Адрес
115280, Москва, ул. Тюфелева Роща, 1/25
Телефон
8 (800) 700-37-29
Адрес
192102, г. Санкт-Петербург, ул. Витебская Сортировочная, д. 2
Телефон
+7(812)436-48-79, 8 800 550 33 79
Все компании